Сейчас, когда лейбл ЕСМ празднует четверть века с момента возникновения трио Джаррет/Пикок/ДеДжонет (более известного как “Standards Trio”) и в честь этого события переиздает три оригинальных сессии 1983 года (“New York Session”), возвращение легендарного трио на сцену становится ключевым событием в мире джаза.
Кит Джаррет, вероятно, наиболее известный из троих музыкантов, для многих является пианистом номер один с момента его легендарной импровизации в Кёльне в 1975 году. Запись этого концерта стала одним из самых продаваемых дисков в истории джаза. Оба его коллеги, несомненно, не так знакомы большой публике. И все же их успехи говорят сами за себя: контрабасист Гэри Пикок играл с Майлзом Дэвисом, Сони Роллинсом, Полом Блеем и одним из самых известных представителей авангардного джаза Альбертом Эйлером, а Джек ДеДжонет в свою очередь считается чуть ли не самым влиятельным джазовым ударником двадцатого столетия. Для пущей убедительности достаточно посмотреть, как Майлз Дэвис отзывается о нем в своей автобиографии. В конце книги помещен небольшой список великих музыкантов, с которыми он работал и без которых не представляет свое становление как музыканта. В этом списке ДеДжонет соседствует с Джоном Колтрэном и Чарли Паркером.
Хотя официальной датой образования трио считается 1983 год, музыканты встретились, прониклись талантом друг друга и стали близкими друзьями задолго до этого. По возвращении из Японии Пикок решил всерьез заняться философией дзэн, и в 1970 году вышел альбом “Have you heard?”, который стал совместной работой самого контрабасиста, ударника ДеДжонета и японского пианиста Хидео Ишикава. Но все-таки совершенно не разлей вода в тройке музыкантов были Кит и Джек, настолько, что если Майлз вспоминает одного, ему в голову сразу же приходит имя другого. Эти двое встретились в середине 60х в квартете саксофониста Чарльза Ллойда. Тогда-то их и заметил трубач “Kind of Bleu”, а затем образовал вместе с ними свой легендарный квинтет, дав им центральные партии в выступлениях. Музыка, которую они играли тогда, создавалась посредством упорного прослушивания рок-н-ролльных ритмов, в частности Джимми Хэндрикса. В 70х ударник и пианист даже начинают играть в дуэте. Результатом их совместной работы становится “Ruta and Daitya” (1971), тут же изданный лейблом ЕСМ.
Майлз, конечно, играл первостепенную роль в союзе трёх музыкантов, его фигура была настолько важна, что после его смерти в 1991 году все трое истово поклянутся ему в вечной верности (“Bye Bye Blackbird”). Однако решающей фигурой оказывается все-таки другой человек, владелец очень молодого немецкого лейбла, который постепенно стал эталоном современного джаза. Манфред Айхер основывает “European Contemporary Music” в 1969 году, в качестве слогана используя фразу, которая, кажется, предопределила ритмический рисунок музыки Джаррета и его напарников: «самый красивый звук после тишины». Молодой продюсер приглашает пианиста (к тому моменту уже звезду) поимпровизировать для его нового проекта. Очень скоро на ЕСМ в различных проектах появляются ДеДжонет и Пикок, и трио вызывает первое волнение публики в 1977 году альбомом Гэри Пикока ‘Tales of Another”. Повторить успех удается не сразу. Джаррет продолжает увлекаться классическим репертуаром, ДеДжонет занят работой с гитаристом Джоном Аберкомби, а Пикок увлечен своим сольным диском. В январе 1983 года происходят знаменитые выступления вновь образовавшегося трио, основанные на идее Джаррета: обратиться к корням джаза, с тем, чтобы навсегда освободиться от корыстного, эгоистичного отношения к музыке. Он считал, что исполнять только свои собственные композиции со сцены – это все равно, что выставлять себя этаким «владельцем» музыки, пришедшим для того чтобы предложить ее на аукционе. Джаррет хотел показать, что музыка не принадлежит никому, тем более не принадлежит ему. Таким образом приходит мысль играть «музыку других». В студии Power Station в Нью-Йорке трио записывает три альбома. Два из них посвящены самым известным эталонам джазовой музыки (“I Fall In Coils Too Easily”, “ All The Things You Are”...). И это в то время, когда джазовые мелодии вытесняются поп-музыкой или джазом и теряют свой магический аромат. Третий диск (“Changes”) заключает в себе более получаса ладовых импровизаций, в которых все трио звучит так слаженно, как будто играет один человек. Эти записи остаются эталонными в джазе и четверть века спустя.
Успех этих альбомов был поистине оглушителен, даже притом, что они остаются скорее исключением в дискографии трио, которая насчитывает двадцать альбомов, все под лейблом мюнхенца Айхера. Три виртуоза предпочитают записывать вживую, ездить в разнообразные турне и импровизировать, бросать публике вызов. Им нравится самим оставаться в неведении, что они будут играть вплоть до того момента, как выйти на сцену, что может звучать поразительно, но в то же время очень естественно для тех, кто знает манеру игры коллектива. Их студийные записи звучат «живыми», а некоторые композиции с концертов – как будто они были записаны в студии. Таковы, например, композиции в Blue Note, собрании из шести дисков, записанном в июне 1994 года в одном из Нью-йоркских клубов.
Музыканты не боятся ошибаться, не стремятся достичь совершенств любой ценой. Возвращение к традициям расценивается как революция, специалисты придираются к технике игры Пикока, а сам Джаррет видит скрытое в импровизации право на ошибку. «Я хотел узнать, как создать случайность осознанно. Как делать ошибки, как быть неловким на сцене», - вот как Джаррет определяет свою манеру. Это право на ошибку, может быть, и является ключом к тому, как понять ту грацию, то изящество, с которым трио трактует стандарты.
В чем же причина успеха этого коллектива, состоящего из пианиста, контрабасиста и ударника, такого успеха, которого не добивался ни один из целого легиона подобных ансамблей? Одним из объяснений может служить тот факт, что каждый из музыкантов способен играть на инструментах товарищей по коллективу. Под маской ударника Джека ДеДжонета скрывается отличный пианист, который даже выпустил несколько далеко небезынтересных дисков. Пикок в самом начале карьеры баловался и с клавишными, и с ударными. Что касается Джаррета, он начал заниматься музыкой с ударных, его даже приглашали перкуссионистом для записи некоторых альбомов. Музыканты не просто отлично знали друг друга, будучи близкими друзьями, но и понимали все тонкости игры инструментов друг друга.
Не последнее место в успехе коллектива занимает и особый звук ЕСМ. Звук, который акцентирует паузы и дает музыкантам полную свободу в акустическом пространстве, столь уникален из-за особых доверительных отношений между Манфредом Айхером и его подопечными. Наконец, репутация пианиста, настоящей звезды джаза, играет важнейшую роль в постоянной неспадающей популярности коллектива. Но те же самые аргументы могут быть обращены совсем не в пользу трио.
Возможно, не совсем качественные диски не заставят публику забыть те музыкальные работы, которые прославили Джаррета и компанию. Но сможет ли трио, образование которого было столь внезапным и удивительным, пережить обычную рутину, славу без движения вперед? Трио, конечно же, ценится больше, чем любые другие джазовые коллективы, но ведь именно самые преданные поклонники первыми заговорили о закате карьеры своих идолов. Переиздание старых записей отлично демонстрирует, насколько велика пропасть между живой и подвижной музыкой 1983 года и слишком хорошо слаженной, слишком ладно сыгранной музыкой 2007-го.
Хотя бы потому, что в недавнем альбоме внутри трио происходит первая перемена за 25 лет. В композиции "At The Deer Head Inn" (1992) Пол Моушн заменяет Диджонета и придает особенный привкус игре Джаретта и Пикока. Тем не менее нельзя не отметить, что ни один современный пианист, и уж тем более ни одно трио пианист/ бас/ ударные, не могут себе позволить не знать о знаменитой тройке музыкантов. Возможно, оно является третьем трио такого высокого класса после коллективов Билла Эванса и Оскара Питерсона. Брэд Мельдау, Ярон Херман, Торд Густавсон, так же как и все остальные пианисты считают игру Джаррета тем уровнем, к которому им нужно стремиться, по технике владения инструментом, сравнимой по силе только с голосом Колтрэйна или игрой Майлза Дэвиса на трубе. Это мастерство настолько велико, что заставляет всех копировать манеру игры трио всех, начиная… с самих участников трио.
|